Меню

Госрегистрация земли: новый порядок постановки на учет

22 апреля 2017

Процесс постановки недвижимости на учет до 1 января 2017 отнимал немало времени: приходилось получать пакет бумаг, обращаться с ним в кадастровую палату, ждать внесения изменений в кадастровой документации, получать на руки новый паспорт на объект и лишь после этого обращаться в Росреестр для получения свидетельства. С этого года внесены изменения, в соответствии с чем данный процесс должен позволить юридическим и физическим лицам быстрее оформлять документы на имущество. Так ли это  на самом деле?

Что в реальности

Регистраторы и законотворцы обещают, что благодаря созданию единой базы данных для регистрации объектов, у пользователей услуг появится возможность регистрировать объекты быстрее, делать это в любом регионе и не беспокоиться о сохранности данных. Практикующие юристы утверждают, что на самом деле не все так и безоблачно.

Нормативная и правовая база: подводные камни «улучшений»

По сути, теперь отношения постановки объекта на учет регулируются новым законом и действующими ранее нормами. Стоит отметить, что эти правовые основы имеют в перечне разные пакеты документов, а, значит, при регистрации потребуется предоставлять их все.

Единый государственный реестр недвижимости станет объединением ранее существовавших инстанций – государственного кадастра и государственного реестра. На группировку и систематизацию данных потребуется много времени, и никто не дает гарантии, что система будет работать безукоризненно. Дело в том, что зачастую сведения этих двух инстанций существенно разнятся.

Создание единой электронной базы и отсутствие свидетельств на бумажном носителе может спровоцировать и более серьезные ситуации. Юристы подчеркивают, что из-за существенных сбоев в электронной системе может возникнуть ситуация, когда доказать, что «участок А» принадлежит определенному человеку, будет невозможно. Поэтому стоит заказывать бумажные выписки из Реестра, но и здесь пользователей ждет «сюрприз» в виде существенной пошлины за данное действо – в размере 750 рублей.

Новые правила «обещают» достоверность сведений, но на деле вести разговор о правдивости не всегда возможно. Так, если отсутствует документальная информация о каких-либо ограничениях на участке, то это не значит, что их нет и в реальности. Привлекает внимание и такой интересный факт–ограничение на доступ третьих лиц к персональным данным «помогло» закрыть информацию о крупных чиновниках в реестрах недвижимости. Так что о достоверности, вероятно, можно только мечтать.

Срок регистрации прав на объект также существенно сократится, но эксперты предостерегают, что такая скорость может привести к невозможности проверить все данные максимально полно. А это повлечет еще большее количество ошибок регистраторов.

Предоставленное право экстерриториальности для физических и юридических лиц позволит регистрировать объекты, независимо от территориальной привязки владельца. Однако эксперты опасаются, что такое обстоятельство может вызвать существенные сбои технического плана и увеличить нагрузку регистраторов в разы.

После 1 января 2017 года ввод объектов в эксплуатацию осуществляется только в пределах срока действия договора аренды, а регистрировать уже и после окончания.

Нововведение призвано облегчить жизнь обывателя, но на практике не всегда реализуется быстро и без проблем. Чтобы не сталкиваться с бюрократическими проволочками, стоит обратиться к профессионалам.